Назад

Интервью с Дмитрием Ивантером

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте. Телеканал РБК работает на форуме ВТБ Россия зовет! 2020. Сегодня о рынке лизинга говорим с генеральным директором ВТБ Лизинг Дмитрием Ивантером. Дмитрий, здравствуйте.

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Здравствуйте, Павел. Приветствую зрителей канала РБК ТВ. ВТБ Лизинг тоже смотрит РБК, чтобы быть в курсе всех новостей и тенденций бизнеса и экономики.

ВЕДУЩИЙ: Хорошее начало. И наверно, мы сейчас тоже выдадим некоторую порцию новостей для тех, кто смотрит наше интервью. Рынок лизинга - это второй по объему финансовый рынок России после банковского рынка. Каким образом пандемия повлияла на вашу деятельность?

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Сразу хочу сказать, что наши наихудшие ожидания, которые были весной, не оправдались.

ВЕДУЩИЙ: А сразу не поделитесь, вот какой самый страшный сценарий?

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Я готов сразу конкретные просто факты привести из нашей работы. Ну во-первых. Широко известно, что мы с компанией Аэрофлот договорились о переносе лизинговых платежей и в тот период, когда флот практически стоял на земле, на полгода мы перенесли лизинговые платежи с 2020 на 2021 год. Но вот уже по части бортов Аэрофлота этот график должен был быть возобновлен. И Аэрофлот де-факто уже возобновил платежи. То есть никаких просьб, например, там о повторной реструктуризации или переносе платежей со стороны нашего клиента нет. Что касается малого и среднего бизнеса, по которому достаточно жестко ударила пандемия. Мы получали в пиковые моменты до 500 обращений в день с просьбой снизить финансовую нагрузку от клиентов. И мы шли им навстречу. У нас около 4 тыс. договоров, мы делали частичный перенос платежей на разные сроки. Пока деятельность была ограничена. И отрадный факт. Уже у нас 93% клиентов, которые платежи были перенесены, вернулись в тот график, который был новый, и начали выполнять свои обязательства перед нами. И мы ожидаем, что еще 5% тоже скоро вернутся в этот нормальный график. И таким образом дефолтность по портфелю пострадавших клиентов, она в принципе будет такой же, как по нашему портфелю в целом. Ну может там чуть выше. Еще один факт. Мы создали такую подушку безопасности в виде резерва дополнительного, когда увидели ситуацию, с трудностями для наших клиентов. Создали порядка полумиллиарда рублей. И вот что я могу сказать на сегодня. Она в таком размере нам не понадобится. То есть мы где-то выберем, может быть, процентов 25 из того, что вот так вот с запасом запланировали.

ВЕДУЩИЙ: То есть вы достаточно оптимистично смотрите, несмотря на ту вторую волну, которая у нас начинается, и опасения того, что российская экономика может опять частично попадать в какие-то локдауны, как это произошло сейчас во Франции или в Германии.

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Безусловно, именно жесткие ограничения, когда клиенты просто не могут оперировать, сказываются на возможностях платить. Мы надеемся, что этого не произойдет. Но здесь, конечно, все зависит от санитарно-эпидемиологической обстановки. Что касается вот самой так сказать потенции нашего бизнеса, мы видим, что во многих секторах, несмотря на сложный год, продолжает развиваться деятельность и продолжает обновляться, например, флот, автопарки. То есть в ряде отраслей ситуация более, конечно, тяжелая, чем в других.

ВЕДУЩИЙ: Наверное, лучше всего динамику может проиллюстрировать динамика вашего портфеля. Какой у вас объем финансирования, там предположим, за 1 квартал 2020 года, по отношению к 3 кварталам 2019-го?

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Да, у нас пока рыночной статистики нет. Есть наши данные. То есть мы видим, что мы примерно на 15% за 9 месяцев сделали меньше нового бизнеса, чем в прошлом году. Это около 80 млрд. рублей. Мы думаем, что рынок в целом просядет чуть глубже. Мы думаем, что это будет 20 с небольшим, наверное, процентов в целом по рынку. И здесь, конечно, играет большую роль, что один из ведущих сегментов рынка, это авиа, в нем практически не было в этом году никаких сделок. А авиа в портфелях крупных лизинговых компаний составляет значительную долю. Например, в нашем портфеле авиа- это 40%.

ВЕДУЩИЙ: Да, авиационная индустрия - одна и-з самых пострадавших в экономике как России, так и мировой. Вы в 2020 на горизонте 2021 года ожидаете каких-то новых сделок в авиационной индустрии. Недавно видел новость о том, что в октябре не было заказано ни одного нового самолета.

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Действительно, есть избыток воздушного флота сейчас у авиакомпаний. Они не так нуждаются в новых машинах, как это было в предыдущие периоды, когда рынок демонстрировал рост. Поэтому да, мы понимаем, что многие компании даже отказываются от будущих поставок. Это не российская тенденция. Это мировая тенденция. Сделки тем не менее мы ожидаем. Это в первую очередь будет связано с поддержкой отечественного производителя воздушных судов. Мы знаем, что анонсировано, что будет проводиться сделка при поддержке государства на 59 сухих суперджетов, ну и будет также с региональными компаниями некоторое количество сделок с суперджетами. Что касается заказов иностранных воздушных судов, то мы думаем, что частично все-таки будут поставляться новые воздушные суда и входить в лизинговые портфели компаний, которые были заказаны ранее. То есть как я уже сказал, от части воздушных судов клиенты, наверное, откажутся. Если у них будет такая возможность договорная. А часть все равно будет поставлена и сделки в 2021 году будут.

ВЕДУЩИЙ: Для финансовых институтов, как в России, так и во всем мире, в период карантина важным инструментом работы с клиентами стал канал в виде онлайн. Удалось ли вам настроить таким образом ваши инструмент и ваши продукты, чтобы клиенты могли ими воспользоваться удаленно, не приходя в офис, не ведя переговоры в оффлайне?

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Спасибо, Павел. Это очень интересный вопрос. А вы сами имеете какой-то опыт работы с лизингом?

ВЕДУЩИЙ: Нет. С лизингом нет. С банками имею.

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Дело в том, что почему у банков этот канал активнее используется и даже у страховых компаний. Потому что у них очень большой сегмент - один из основных - это работа с физическими лицами. В России лизинг - это все-таки про работу с бизнесом. То есть мы тут би ту би. В би ту би онлайн внедряется сложнее. Я могу привести вот такой простой пример из жизни нашей компании. Мы для клиентов в личном кабинете сделали возможность забирать электронные счета-фактуры. Это абсолютно стандартно сейчас уже их принимают без проблем. И в ФНС. Не нужно никуда ездить. Как только она появилась, забрали в кабинете, отправили в налоговую. Только 30% наших клиентов пользуются этим. Почему. Мы стали исследовать этот вопрос. Потому что мы тоже хотим в основном переходить на электронный документооборот становиться безбумажной компанией. Но мы можем этот делать только одновременно с клиентами, мы не в вакууме живем. Мы работаем для наших клиентов. Между нами и ФНС есть клиент, а у клиента есть бухгалтер. И бухгалтер хочет видеть бумагу с синей печатью. И это вопрос, на мой взгляд, культуры. Бизнес-культуры в России, как у нас будет внедряться диджитал и онлайн. Мы даже думаем о том, какие стимулирующие программы сделать, чтобы клиентов в сторону онлайна поворачивать.

ВЕДУЩИЙ: То есть это не вопрос регуляторки, это вопрос психологии клиента.

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: С регулированием тоже есть вопросы, например, с идентификацией клиента. То есть когда мы говорим про полностью онлайн лизинговую заявку. У нас есть под фт, законодательство Росфинмониторинга, требования от Центрального банка. Поскольку мы являемся интегральной частью группы ВТБ как ВТБ Лизинг. Вот, например, видео идентификация клиента. Это очень для нас актуальный вопрос. Мы считаем. Что будет такой продукт, как бесшовный онлайн-лизинг, когда предмет лизинга можно будет уже получить… ну, предмет лизинга как физическое имущество. Его в онлайне получить невозможно. Чем лизинговая компания отличается от банка, да. Мы клиенту даем не деньги, мы клиенту передаем то, что ему нужно для ведения бизнеса. Авиакомпаниям - воздушные суда, железнодорожным операторам - вагоны, локомотивы, малому и среднему бизнесу - различный автомобильный транспорт. Грузовой, легковой. Для тех, кто строит дороги, специальную технику и так далее. То есть мы оперируем реальным имуществом. Поэтому мы, конечно, полностью онлайн с реальным имуществом идти не можем. Но у лизинга есть, безусловно, преимущества, в том, что сразу наш клиент получает то, что ему нужно и очень быстро. По сравнению, например, с тем, что он пойдет и обратится за кредитом в банк. Вот наши клиенты малого и среднего бизнеса - почему они предпочитают лизинг, например. Если им нужны, предположим, автобусы возить пассажиров там. Потому что они выиграли маршруты, вот конкурс прошел. Выиграли маршруты. Никто автобусы под забором у себя не держит., под эти маршруты. Их нужно срочно приобрести. И они должны там через короткое время выйти на линию, начать возить пассажиров. Это только через инструмент лизинга возможно сделать в максимально короткие сроки, там 10 дней и вот у вас эти автобусы.

ВЕДУЩИЙ: Основная доля в портфеле лизинговых компаний и крупнейших лизинговых компаний в том числе, это индустрия, относящаяся к транспортному сектору. Как чувствует транспортный сектор сейчас, по вашим ощущениям, начал ли он восстанавливаться после карантинных ограничений, и чувствуете ли вы на нем опять возвращение тех ограничений, которые мы видим сейчас?

Дмитрий ИВАНТЕР, Генеральный директор ГК ВТБ Лизинг: Надо сказать, что здесь ситуация различная. Есть транспорт грузоперевозок, тут падение практически не ощущается. Даже самые жесткие ограничения это может быть было 5%. Говорим ли мы о железной дороге, автомобильных…